Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home3/ivmedco1/public_html/mamulchik/engine/classes/templates.class.php on line 68 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home3/ivmedco1/public_html/mamulchik/engine/classes/templates.class.php on line 68 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home3/ivmedco1/public_html/mamulchik/engine/modules/show.full.php on line 278 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home3/ivmedco1/public_html/mamulchik/engine/classes/templates.class.php on line 417 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home3/ivmedco1/public_html/mamulchik/engine/classes/templates.class.php on line 60 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home3/ivmedco1/public_html/mamulchik/engine/classes/comments.class.php on line 205 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home3/ivmedco1/public_html/mamulchik/engine/classes/templates.class.php on line 60 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home3/ivmedco1/public_html/mamulchik/index.php on line 122 Как научить ребенка самостоятельности, когда и с какого возраста нужно приучать ребенка к самостоятельности.
Контакты|Добавить в избранное|Форум|Главная
 
 

Как научить ребенка самостоятельности

Опубликовано 11-06-2012 в 21:25
Как научить ребенка самостоятельностиКаждому хочется, чтобы ребенок был самостоятельным, все умел делать и помогал взрослым по собственному желанию, а не "из-под палки". Но подобным "счастьем" могут похвалиться не все папы и мамы. Казалось бы, и силы вкладывали, и добру учили, а вот поди ж ты! Наверное, не так учили. Никого не хочу обидеть, у самой до сих пор нередко возникает проблема заставить сына что-либо сделать, и, на своих же ошибках научившись, хочу поделиться опытом.

Добавлю, что с дочкой все просчеты учла, и картина получилась совсем иная. Попытаюсь разложить по полочкам советы по развитию самостоятельности, причем, применительно для детей любого возраста, ведь, по сути, переломить ситуацию никогда не поздно. Разве что, если отпрыску уже за 20, но и тут есть свои методы, только они скорее подойдут жене, а не маме. Итак, начали!

Первые шаги - первые попытки


Стартуем с самого-самого первого этапа. Вашему малышу 1,5-2 года, самый возраст для обучения, когда ребенок пытается хоть что-то сделать сам. Не мешайте, если кроха силится открыть калитку, дверь, взять книжку или игрушку. Пусть с первого раза не вышло, и порцию хныканья маме пришлось выслушать, но, поверьте, как только малыш поймет, что помогать ему никто не собирается, он все-таки справится сам. Когда вы лепите вареники, и сын или дочка торопятся внести свою лепту, дайте кусок теста, пусть лепят "самый большой в мире вареник". То, что чадо будет в муке с ног до головы - ерунда, главное - море удовольствия. Но самое главное, что в процессе лепки развивается моторика пальцев, малышу потом намного легче будет застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки, а в будущем - держать ручку.

Введите даже небольшие занятия с тестом. Пластилин здесь не подойдет, он более твердый, ребенку тяжело его разминать, а потому - неинтересно. А с тестом творить легко, вылепленную фигурку можно и заморозить, чтобы она не потеряла форму. Если ребенок хочет "увековечить" свое творение, тогда стоит повторить копию в пластилине, предварительно его сильно размяв или размягчив. Тут уж придется постараться родителям. Запомните: пластилин разогревается в руках, лучше всего привлечь к процессу размягчения пластилина папу. Но, если ребенку уже годика четыре, можно маленькие кусочки давать и ему, будет импровизированный тренажер для пальцев.

Эти непослушные пуговицы


Когда малыш пытается застегивать пуговицы, не торопитесь сделать это за него, иначе он никогда не станет ничему учиться. Зачем? - все за него сделают. Конечно, если мама торопится на работу, а по дороге надо "забросить" чадо в садик, и время идет на секунды, тут не до уроков моторики. Но кто вам сказал, что учиться надо именно с утра пораньше, да еще и в условиях экстрима? Вечером дайте ребятенку старый пиджак папы (учиться лучше всего на вещах, где пуговицы большие), и пусть себе тренируется. А в награду за успех дайте что-то вкусненькое. Можно положить конфету или игрушку (что-нибудь небольшое) в карман, пусть дите "выцарапывает" свое сокровище.

Если капризничает: мол, помоги, - скажите, что тогда приз достанется тому, кто сумел расстегнуть карман. Думаю, малыш задумается и снова пойдет "штурмовать" непослушные высоты. Задачу надо усложнять. Когда ребенок легко научится расстегивать большие пуговицы, давайте ему вещи с мелкими, но пуговицы должны уменьшаться постепенно, чтобы легче было учиться. То же самое - и со шнурками, годика в 2,5-3 вполне можно поиграть в игру "кто лучше завяжет бантик". Главное условие - щедрая похвала и приз. Пусть это будет маленький сюрприз или разрешенное удовольствие типа похода на детскую площадку, но вознаграждение обязательно должно быть.

Кто-то скажет: так и приучится за все награду получать, сам ничего "за так" не сделает". А вспомните-ка себя! Как бывает обидно, когда ваши усилия по обустройству дома, квартиры, отремонтированного шкафчика или вкусного обеда никто не заметил, все молча приняли, как должное. Ведь правда? И как приятно получить похвалу от второй половины или от детей. Так и малыши, они очень чувствительны, и чем младше ребенок, тем чаще его надо хвалить, подталкивая к другим высотам. Научился застегивать пуговицы? Молодец, теперь будем учиться более сложному! Это для взрослых! Сумеешь? Вот и прекрасно! Итак, теперь учимся мыть посуду. Или выберите другое: поливать цветы, вытирать пыль, словом, что сочтете нужным.

Уроки мытья посуды


Итак, посуда. Этот вопрос часто становится камнем преткновения в семьях: кто будет ее мыть? Идеальный вариант: все по очереди, но по опыту знаю, что папы становятся к раковине, только когда посуда подпирает потолок. А посему "радость" эта ложится на плечи мам, которые были бы счастливы спихнуть обязанность на сына или дочку. И вовсе не обязательно ждать "пока вырастет", приступайте к обучению пораньше, пока у малыша есть желание чему-то учиться. Правда, есть одно "но": стекло давать в руки ребенку в начале обучения нельзя! Купите пластиковую посуду, сейчас, кстати, очень богатый выбор, наборы красивые и оригинальные.

Впрочем, если вы придерживаетесь мнения, что с пластика кушать вредно (есть среди моих знакомых и такие), что ж, мучайтесь с мытьем посуды, пока дите не подрастет. Хотя не гарантия, что посуду в 10 лет он станет мыть с радостной улыбкой на устах. Зачем, ведь всегда мыла мама? Пусть и сейчас моет.

Так вот, продолжим. Лучше всего положить возле раковины тряпку, а ребенка одеть попроще, будьте уверены, после первого своего мытья посуды он будет мокрый с головы до ног. Мы с дочкой долго хохотали, когда переодевались, а потом она попросила меня научить мыть посуду так, чтобы оставаться сухой. Трех уроков (вкупе с первым) нам хватило. С тех пор мыть посуду малышке было в удовольствие, а потом, когда подросла, воспринимала это, как должное: мама готовит, она - моет. Правда, привлекали к процессу и братика, но "со скрипом", скажу честно.

Упустили мы этот момент, когда он был маленьким, был такой грех. То же самое - стирать свои вещи. Сейчас, когда купить стиралку-автомат - не проблема, казалось бы, зачем такие сложности? Но где гарантия, что вашему чаду не придется стирать свои вещи в лагере? В командировке? На отдыхе? Это элементарные правила гигиены. Поэтому сын с четырех лет уже стирал носки, а дочка - с того же возраста - бельишко. Первые попытки будут идентичны мытью посуды: пол - в лужах, дите - мокрое, плюс - с вещей капает пена. Ничего, со второго или третьего раза все получится. Главное - не ругать, а хвалить, говорить "спасибо" за помощь, а лишний раз прополоскать носки можно и вместе, объяснить, что необходимо полностью смыть порошок или мыло, иначе вещь будет в разводах. Ребенок поймет.

Ведь то, что для нас - нудная обязанность, для него - работа, приближающая к статусу взрослого. Так, постепенно, вы можете расширять круг обязанностей, но не перегибайте палку, сгружая все домашние хлопоты на ребенка. В целом, дела по хозяйству должны занимать от двух часов до часа его времени в день - в зависимости от возраста. Мало? Отнюдь. Посчитаем. Дошколенок приходит из садика раньше, заданий у него меньше, свободного времени больше, но и работает он медленнее! Это тоже надо учитывать. В выходные потренируйтесь, чтобы он справлялся с работой быстрее, мотивируя тем, что у ребенка будет больше свободного времени.

Когда работу, которую раньше выполнял за два часа, сын или дочка станут выполнять за час, недельку-другую дайте им возможность порадоваться победе и полученной выгоде, не торопитесь "вешать" на них что-то еще, иначе дитятко опять начнет "тормозить" в исполнении. А спустя время заметьте, что, мол, если ребенок теперь так быстро справляется, быстрее мамы, не согласится ли взять на себя еще, к примеру, такую обязанность, как вытирать пыль или поливать цветы. Но не ищите дополнительную нагрузку, работа Золушки (отделение пшеницы от гречки) никому пользы не приносила. Ребенок должен понимать, что делает что-то действительно необходимое и видит прок от этой работы.

Первые покупки


Идем дальше. Походы в магазин. Если заведение недалеко от дома, можно уже лет с пяти отправлять ребенка за хлебом, призом за старание может быть мороженое или лимонад - на сдачу. В первый раз дайте возможность малышу купить продукт самому, но в вашем присутствии. Если ребенок сам просит дать ему купить что-то, не отказывайте. Слава Богу, очередей нет, и продавец просьбу ребенка, даже путаную, выслушает спокойно и поможет. У нас, например, когда надо было приобрести ощутимый запас, я отправляла Наташу с Колей, братик был у нас, так сказать, носильщиком и консультантом. Было даже забавно слушать их рассказ о том, как Натка попросила банку соли вместо пачки, а Колька ее поправлял. Словом, даже поход в магазин можно превратить в интересное занятие. Но есть одно условие! После обязанностей должен быть отдых. Например, убрал игрушки - можешь порисовать, сходил в магазин - теперь погуляешь, и так далее.

Если задания будут расти в геометрической прогрессии, и не успел ребенок убрать игрушки, как появилась новая работа, и так без конца, а прогулка откладывается, он потеряет стимул делать это быстро и качественно. Зачем, если все равно новую работу найдут? Так он и убирать будет полтора часа вместо десяти минут. Когда сыну исполнилось 10 лет, мы давали ему маленький список заданий: вынести мусор, сходить в магазин и т.д., а как и когда ты это будешь делать: сразу или поэтапно - дело твое. Ребенку всегда надо давать выбор. Но, если ничего не сделано или сделано наполовину, а дитятко "усвистало" гулять, пусть делает, когда явится. Хоть в десять вечера. Если хоть раз перенесете "на завтра", такие "завтраки" станут ежедневными. Далее. Как только сын или дочка научатся ходить в магазин, сходите с ними в химчистку, прачечную, словом, в учреждение по оказанию бытовых услуг. Пусть научится делать заказ и забирать товар, тогда им легко будет заходить после школы в ремонтную, к примеру, мастерскую, а не вам придется отпрашиваться с работы или забегать туда с утра.

Как научить делать уроки?


Еще один этап самостоятельности - уроки, точнее, их выполнение. С первого дня подготовительной группы поставьте условие, что ребенок делает их сам: сначала на черновик, потом - когда мама или папа придут с работы и проверят, перепишет набело. Это - неукоснительно. Если нужна помощь - вечером сложное разберете вместе, но пусть напишет на черновике свой вариант ответа. Прочтет правило перед этим. Если вы будет откладывать все уроки на вечер и делать их с ребенком, разрываясь между его письменным столом и плитой - толку не будет. Первоклассник вечером плохо соображает, вы срываетесь на крик, в общем, приятного мало. Но главное - ваше дитятко так и не научится решать задания самостоятельно, сначала будет полагаться на вас, потом и вовсе уроки учить станет через пень-колоду.

Когда сын был маленьким, мы жили с моими родителями, и моя мама сидела с Колей, пока он эти уроки учил. Плюс: хорошие оценки и контроль. Минус: полное неумение справляться самостоятельно, что "выплыло" в 6 классе, когда мы стали жить отдельно. Поверьте, намучилась я адски, пока приучила сына делать уроки! С Наташкой я выбрала другой путь, и не пожалела об этом. Иногда Натке Колька помогал, проверял, правильно ли написала, решила, выучила. Самое интересное, что под руководством сына дочка стихи заучивала лучше, чем когда проверяла я! Тут два в одном: Колька ощущал свою нужность и самостоятельность, Наташка знала, что братик огрехов не признает, хоть обревись, и учила на совесть.

Навыки самообслуживания


Еще один шаг к самостоятельности: навыки первоклассника в самообслуживании. Даже разогреть обед, помыть после себя посуду - для малыша подвиг, и надо не забыть похвалить старательного ребенка. Если опасаетесь за газ, купите микроволновку, тогда еду разогреет без проблем. Ну, а когда подрастет, можно перейти и на осваивание плиты, лучше пробовать в вашем присутствии. Конечно, скорее всего, разогревать обед чадо так и будет в микроволновке, но, когда станет учиться готовить, умение пользоваться плитой пригодится. Кстати, если ребенок желает приготовить что-либо сам, не препятствуйте. Лучше всего - купить книгу рецептов для девочек, пусть осваивает легкие блюда. А еще лучше - брать сына (но дочку - обязательно) на готовку воскресных обедов лет уже с пяти. Можно и с четырех. Пусть моет овощи, нарезать учится, на перекус бутерброды намазывает. Если привыкнет с детства помогать, не надо будет в 14 лет веником на кухню загонять с призывами помочь маме.

Можно предложить испечь пирог, только на первый раз тщательно разберите рецепт, лучше взять что попроще. А то будет, как дочка моих друзей, гасить соду не уксусом, а с помощью спичек. Соду пыталась поджечь, чтобы погасить ее потом. Не знали с Аськой, увидев эту картину, плакать или смеяться. Но, даже если у вас мальчик, все равно привлекайте к работе на кухне. Овощи порезать, мясо помолоть, можно поручить картошку пожарить всем на ужин. Предварительно объяснив, разумеется, как ее жарить. Колька, помнится, раз с друзьями - а было ему лет десять - решили пожарить картошечки. Врубили огонь на полную под скоровородкой и пошли к компьютеру, мол, само пожарится. Пришла с работы - полная кухня чада, и мальчишки перепуганные донельзя. Хорошо, хоть соседи пожарных не вызвали! Я посмеялась и стала учить пацанов правильно картошку жарить. Ничего картошечка получилась, правда, подгорела у них чуток, но слопали с преогромным удовольствием. Сейчас для Кольки яичница, картошка, котлеты, вермишель - не проблема, правда, этот лодырь предпочитает чаще быстрорастворимую лапшу, мол, возиться не надо, за что получает выговор и от мамы с папой, и от Наташки. Но главное - умеет, на отдых недавно с друзьями ездили, готовили сами.

Краткие итоги


Итак, выбор и ответ за свой выбор - вот главные критерии развития самостоятельности. Если выбор удачен - похвалите, поощрите, при необходимости - в процессе работы посоветуйте. Ошибся? Что ж, бывает, просто в другой раз взвешивай все тщательнее и не стесняйся консультироваться. Кричать, упрекать - нельзя, да и какой смысл, если все неприятное уже произошло? Лучше попытайтесь вместе сесть и подумать, как решить проблему, чем можно пожертвовать, а чем - нет. Если решение ребенка в корне ошибочно, и вы это понимаете, попытайтесь мягко переубедить, привести аргументы "против". Но, коль дитятко упирается, хорошо, пусть набьет свои шишки и поймет вашу правоту. Глядишь, в другой раз внимательнее прислушается к вашим словам. И не бойтесь перехвалить за удачно сделанную работу и даже - за старание, нередко это большего стоит, ведь с первого раза ни у кого не получалось, правда? И подчеркивайте всячески, что ваш ребенок - безценный помощник, без которого вам было бы очень и очень трудно. Считайтесь с его желаниями, и это понимание всегда окупится сторицей.
Комментарии:
Цитата
  • Ammia

  • 16 сентября 2012 23:41
  • Группа: Пользователи
  • ICQ:
  • Регистрация: 16.09.2012
  • Статус: Пользователь offline
  • Комментариев: 3
  • Публикаций: 0
^
Мне кажется в этом возрасте, от 6 лет, у ребенка формируются такие черты характера как ответственность не только за себя, но и за кого-то, скажем, за животного. Поэтому, считаю, что как раз-таки с такого возраста можно купить ребенку домашнего питомца, чтобы малыш учился ответственности и заботе.
Цитата
  • Комарова Карина

  • 18 сентября 2012 12:34
  • Группа: Гости
  • ICQ:
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • Комментариев: 0
  • Публикаций: 0
^
Я начиная с 1,5 лет все делала вместе со своей дочкой. Да, сначала конечно же не получается, плюс уходит намного больше времени. Но Это надо делать, пусть все старается делать сама. Главно проявлять терпение, не торопить ребенка. И у него все получится, а еще важно ему помогать, но не брать инициативу в свои руки, чтобы у него не пропало желание сделать что то самому
Имя:*
 
Введите код: *